Распечатать

Домашние занятия первоклашки

Ваш малыш стал первоклассником.
Вы и он уже привыкли к новому режиму, приноровились к новым условиям и требованиям, адаптировались к школьной жизни…
И главной заботой для вас стали с детства «милые сердцу» домашние задания.
Это раньше карапуз, приходя из детского сада, мог беззаботно предаваться утехам и играм, теперь же, по выражению одного семилетнего гражданина, «домашка делает жизнь человека тяжелой и трудной».
Действительно, выполнение домашней работы требует от первоклашки серьезных затрат: тут требуется и хорошая память (Что задали? Каким способом это нужно делать?), и усидчивость (Кому ж хочется, отсидев несколько часов на уроках, продлевать это удовольствие и дома?), и старание (А ведь руки ещё не совсем привыкли выводить красивые и правильные буквы и цифры, а чтение пока не стало привычным и легким делом).
Конечно, грамотный учитель не станет задавать первоклассникам огромное количество работы в первые несколько месяцев обучения, а даст возможность постепенно научиться работать самостоятельно…
Вот это слово – САМОСТОЯТЕЛЬНО – должно стать ключевым для нас, мам, пап, бабушек и дедушек, когда мы помогаем ребенку справиться с домашними заданиями.
В идеале ребенок должен делать всё сам, а мы – лишь создавать необходимые условия для работы.
Но, идеал – он на то и идеал, чтобы быть почти недостижимым… Однако к идеалу нужно стремиться, тем более помня о том, что домашние задания будут сопутствовать ребенку в течение ближайших десяти лет, и вряд ли вас порадует перспектива сидеть рядом с подросшим чадом, контролируя все его действия…
А ведь если не приучать малыша работать самостоятельно именно сейчас – это умение не появится ниоткуда.
Поэтому стоит, пожалуй, приложить некоторые усилия, чтобы… научить ребенка учиться самому, без вашей постоянно поддержки.
Давайте попробуем выяснить, что важно предпринять с первых же недель обучения ребенка в школе, чтобы «домашка» не стала мучением и для него, и для вас.

«Учеба – дело важное и необходимое»
Эту фразу нужно сделать девизом вашей семьи на весь период школьного обучения. Запомните: вы должны демонстрировать уважение к работе ребенка. Это условие – обязательное для формирования у малыша ощущения неукоснительности приготовления уроков.
Это раньше вы могли прервать любое его занятие, так как пришло время гулять или обедать, а теперь в его жизни появилось дело, которое важнее всего остального.
Если ребенок сел за уроки – ему мешать нельзя. Ни при каких обстоятельствах! В первое время не бойтесь даже слегка переиграть – ходите на цыпочках, говорите шепотом, выключайте телевизор и не хлопайте дверями. Говорите уважительно - «он работает». Пусть малыш почувствует всю значимость «момента».
Благодаря вашим «стараниям» ребенок сможет полнее осознать свою новую роль – роль ученика. И он сам проникнется этим ощущением важности учебы, что поможет впоследствии избежать проблем, связанных с нежеланием учиться. Ведь настоящее важное дело – это так по-взрослому…

«Тик-так…»
С первых же дней важно установить время приготовления занятий.
Усаживаясь за уроки каждый день в одно и то же время, ребенок вскоре сам начнет ощущать этот момент и готовиться к нему.
Учтите: особенность психики семи-восьмилетнего ребенка заключается в том, что он достаточно легко принимает разные нововведения, но при этом любые переделки даются ему с большим трудом.
Определите, какое время наиболее подходит для начала работы – и придерживайтесь его постоянно.
Первоклассники, как правило, учатся в первую смену. Лучше всего, если после занятий ребенок погуляет, отдохнет, вздремнет, а примерно в 16-00, когда наступает второй (после утреннего) период высокой работоспособности, приступит к выполнению домашней работы.

«Это стол, за ним сидят…»
Не менее важно, чем постоянное время для начала занятий, и постоянное место для работы.
Обязательно выделите ребенку стол, за которым ему никто не будет мешать. И этот стол должен быть предназначен именно для выполнения домашних заданий. Играть и рисовать лучше в другом месте.
Обратите внимание ещё раз: место для работы должно быть не только удобным, но и постоянным.

«На старт, внимание… марш!»
Одно из важных правил для успешной работы – начинать её немедленно. Часто можно наблюдать, как ребенок долго-долго включается в работу – раскачивается, настраивается, отвлекается…Это заставляет его тратить на выполнение заданий гораздо больше времени, чем при быстром включении и интенсивном темпе работы.
Известно, что даже если трудно включиться в работу, и приходится силой заставлять себя начать, потом происходит втягивание – и работа движется легче и быстрее.
Поэтому приучайте малыша начинать любое дело без раскачки: приготовьте всё, что нужно для выполнения заданий, уберите всё лишнее, позаботьтесь о хорошем освещении – и … начали!

«По порядку… становись!»
Постарайтесь определить наиболее подходящий для ребенка порядок выполнения заданий. Чаще всего разумно начинать с наиболее трудных (а для первоклассника это, как правило, письменные задания), но здесь могут быть и индивидуальные отличия. Предложите малышу самому оценить трудность заданий и решить, в каком порядке он будет их выполнять.
Правда, вам, возможно, придется слегка «подкорректировать» его решение, если нарушена внутренняя логика заданий – ведь неразумно, к примеру, сначала сделать письменное задание на орфограмму, а потом её заучивать устно.

«Поиграю… посчитаю… попою и почитаю…»
Понаблюдайте внимательно за малышом, пока он делает уроки. Вот он заметил муху – и засмотрелся минут на пять… вот увидел игрушку на полу – поднял и заигрался… вот начал чертить в черновичке линии, и увлекся превращением их в динозавра или цветочную поляну…. В результате домашняя работа занимает три часа вместо положенного одного.
Приучайте малыша не отвлекаться. Будьте, прежде всего, сами примером деловитости и организованности. Демонстрируйте ребенку активность и высокий темп своей работы: привлекайте его к выполнению разных дел вместе с вами.
Вообще, стоит обращать внимание на все ситуации, когда ребенок не доделывает дело до конца и переключается на другое, более привлекательное. Всегда «возвращайте» малыша к оставленному делу и настаивайте на том, чтобы оно было закончено.
Это поможет ребенку привыкнуть работать в быстром темпе, без неоправданных пауз и отвлечений.
Перерыв (типа школьной переменки) можно сделать лишь в том случае, если вы видите, что малыш начинает утомляться.

«Посеешь привычку – пожнешь характер…»
Чтобы у ребенка выработался четкий «алгоритм» подготовки к работе, позволяющий исключить поводы для отвлечения, введите обязательное правило: до начала занятий необходимо убрать всё, что не нужно, и приготовить всё, что нужно для выполнения заданий.
Составьте вместе с малышом памятку, где будут указаны все пункты «готовности к работе». Лучше всего нарисовать по каждому такому пункту забавный рисунок, и повесить памятку на самом видном месте.
В течение одной – двух недель контролируйте выполнение всех перечисленных пунктов, и вы заметите, что ребенок уже сам, без напоминания, выполняет их все по порядку.

Вот примерный перечень пунктов памятки: время начала работы, проветривание комнаты, чистота на столе, включить лампу, уточнить расписание и задания, приготовить письменные принадлежности.
Дополните эти пункты по собственному усмотрению.

И ещё…
Помните о том, что задание должно быть подготовлено всей предшествующей работой в классе. Ребенок должен четко знать, что и как делать.
Если малыш недостаточно хорошо знает способ выполнения задания, он «изобретает» свой собственный, который часто бывает нерациональным, и этот способ закрепляется и становится постоянно используемым ( к примеру, счет на пальцах, неверное написание букв и тому подобные важные «мелочи»).
Поэтому обязательно выясните, в чем проблема, если вы видите, что малыш каждый раз, садясь за уроки, открывает учебный материал заново.
Уточните у учителя его требования к выполнению того или иного типа заданий, особенности программы, по которой он работает, выясните, не пассивен ли ребенок на уроках, не отвлекается ли на посторонние «дела», не отстает ли класс(возможно, учитель пытается «наверстать» упущенное за счет домашних заданий).
Всё это позволит избежать противоречий между требованиями школьного педагога и «домашних» учителей.

Заложив в первоклашке «привычку учиться» вы заложите фундамент для его успешной учебы в течение долгих лет школьной жизни.
Успехов вам и вашему малышу!

Семенихина Ирина Степановна,
педагог-психолог Центра семьи и детства «Растем вместе»