Основные страницы

Новости

Главное меню

Консультации

Справочник

Статьи

Форум

Доросли до школы


Когда вопрос с выбором учебного заведения решен и уже через несколько месяцев малыш станет первоклассником, самое время задуматься о том, что вас и вашего первоклассника может ожидать через пару недель после начала посещения школы. Задуматься и постараться заранее найти пути решения возможных затруднений.

Обратите внимание: не "решение проблем", а "решение затруднений". Потому что спровоцирует эти самые затруднения, вероятнее всего, ощущение ребенка, что ожидаемая им интересная игра "в школу" очень быстро превратилась в непрерывный набор обязанностей. И если в этот момент отнестись к происходящему как к проблеме – к тому, что нужно преодолевать и с чем бороться, – есть опасность, что и ребенок воспримет школьную жизнь как одну большую проблему, и тогда что-то изменить будет гораздо труднее.

Итак, мы договорились, что к возможным ситуациям будем относиться как к временным трудностям. Теперь представим, что же вас может ожидать

Самая распространенная ситуация – это рассеивание ареола взрослости и постоянного праздника, ожидаемого детьми от посещения школы. Взрослость оборачивается ответственностью, иногда неожиданной, праздник – правилами и обязанностями. Ребенок резко меняет привычный уклад детского сада или семьи, ему приходится приспосабливаться к смене видов деятельности. Игры заменяет учеба. А это – серьезный труд. Иногда, стремясь воодушевить ребенка на учебу, родители слишком идеализируют школу. Рассказывают о потрясающих открытиях, ожидающих ребят на уроках, о пятерках и множестве друзей-одноклассников. При этом порой забывая научить ребенка проситься в туалет и работать в коллективе, когда соседи шепчутся и отвлекают, а учитель говорит слишком громко или непривычным тембром.

Навыки бытового самообслуживания не ограничиваются умением завязать шнурки и переодеться на уроке физкультуры, хотя и это играет важную роль в адаптации к школе. Важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в собственном портфеле и точно знал, что именно и где у него лежит. Т.е. собирать портфель лучше ему самому или при его непосредственном участии. Так же облегчит пребывание ученика на уроке умение распределять свои вещи в пространстве. Предложите ребенку разложить на столе свои вещи. Но не на привычном, большом, а на маленьком, да еще и рядом с возможным соседом. Разложить так, чтобы ничего не падало, все было доступно и на своих местах. Предложите. И вы поймете, что ребенку это не так-то просто сделать! Карандаши яркие, красивые, а у соседа по парте или по ряду – тоже новые и привлекательные. И отвлекаться нельзя. Тетради, учебник, ручка, ластик – как много всего, а места мало и время не ждет. Такую ситуацию лучше прорепетировать заранее или, если она произошла уже в процессе обучения, смоделировать дома.

Другая ситуация, когда первоклассник, ожидавший продолжения его детсадовского или домашнего быта, обнаруживает необходимость четко соблюдать дисциплину и требования учителя. Маленькому ученику может не понравиться, что на уроке нельзя разговаривать с соседями, сидеть развалившись на стуле и что вместо него могут попросить ответить другого. Тогда случается, что ребенку "надоедает" ходить в школу, он рассказывает родителям, что уже всему научился и вполне может посидеть дома. Или жалуется на учителей и соучеников, которые его "не слушаются", не пускают, не понимают.

Сейчас, когда многие дети приходят в школу из подготовительных кружков и групп, такая ситуация, казалось бы, маловероятна. Тем неожиданнее становится она для родителей, уверенных, что их чадо успело привыкнуть к манере поведения на уроках, еще будучи дошкольником. Но, во-первых, на подготовительных занятиях процесс идет в игровой форме, во-вторых, количество детей в классе, т.е. потенциальных зрителей и соратников по шалостям, тоже разнится. В-третьих, само осознание себя Школьником, взрослым и ученым, может опережать понимание налагаемой новым статусом ответственности.

Как вариант, можно предложить ребенку в выходные "поучить" родителя, а то и обоих. Родители могут разделиться – один будет шалить, шуметь и баловаться на уроке, второй же, напротив, – прилежно и старательно работать. Ребенок же должен попытаться установить равновесие "в классе". Такой пример поможет ребенку лучше понять учителя и увидеть себя со стороны.

И еще одна часто встречаемая причина проблем в начале обучения – оценка школьной деятельности ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своих поступках, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так уж кардинально на становление его личности в целом. С поступлением в школу, совпадающим часто с кризисом семи лет, интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению, влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Именно поэтому первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, а акцент делается на качественном анализе их деятельности. Родителям также хорошо бы учитывать обобщение переживаний при общении со своим первоклассником. Старайтесь отмечать малейшие достижения ребенка, оценивайте не ребенка, а его поступки. И ни в коем случае не делайте того, чем грешат некоторые родители: не устанавливайте домашнюю систему оценок. Т.е. не стоит дома ставить пятерки или тройки ребенку за усвоение материала на уроке или за домашнее задание. Таким образом все старания учителя по адаптации ученика можно свести к нулю.

И самое главное – не стоит торопить ребенка. Кому-то для адаптации в школе и коллективе хватает месяца, кому-то понадобится вся первая четверть. А кому-то – и весь первый год. Это учитывается грамотным педагогом и не является поводом для переживаний и расстройств.

При возникновении любых сложностей, прежде всего, попробуйте поставить себя на место своего ребенка. И с этой позиции придумайте решение проблемы.

И у вашего уже такого большого, но все ещё такого маленького человека все обязательно получится.

Тигранян Мария


Реклама

Заказать доставку цветов уфа.

  


Реклама


Отзывы

Ваше имя:
Отзыв:
Код подтверждения:

Введите код в точности так, как вы его видите. Код представлен в нижнем регистре.
Rambler's Top100 KINDER.RU - Интернет для детей Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо