Основные страницы

Новости

Главное меню

Консультации

Справочник

Статьи

Форум

Кто выбирает, что ребенок читает?


Наши первые книжки… Какой теплотой веет от этих страниц. Здесь родились первые переживания и улыбки. Сначала нежный голос мамы уносит в страну сказок и добра. Потом уже собственные глазки следят за нелегкой судьбой какой-нибудь кошечки. С первыми книгами приходит понимание об устройстве мира, особенностях взаимоотношения. Какими они должны быть, наши первые книги?

Считается, что ребенок − человек подневольный и редко выбирает сам, что читать. Ведь детское чтение можно рассматривать в двух направлениях: массовая литература, книги школьной программы. Если говорить о массовой, то это литература, которая широко рекламируется, считается модной, заполняет полки книжных магазинов. Ярким представителем массовой литературы является серия книг о «Гарри Поттере». В данном случае выбор ребенка обусловлен не только собственной мотивацией, но и «давлением» со стороны рекламы?

Школьная программа также не дает ребенку права на выбор. Конечно, это не означает, что он будет с отвращением читать классиков. Зачастую, большинство книг по школьной программе воспринимаются детьми на «Ура!». Но каждая книга должна вызывать у ребенка удовольствие и отзыв. Если в процессе чтения не происходит «взаимодействия» читателя с автором, чтение оказывается бесполезным.
Когда появляется возможность собственного выбора − снова возникают преграды в виде родительских желаний, которые заинтересованы в том, чтобы их ребенок читал только «правильные» и «нужные» книги. Например, некоторые мамы и бабушки сетуют: «Почему дети сейчас не читают то, что нравилось нам? Зачем променяли «светлые» книги о пионерах на фэнтези?» Ответ прост: ребенок хочет знать все о современном мире, чтобы лучше в нем ориентироваться. Ведь произведения − отражение современной культуры. Что ему могут дать книги о пионерах? Ведь это люди другой эпохи. Они жили другими идеалами в ином мире.
Некоторые родители отстаивают четкую позицию о необходимости воспитания в детях, а особенно мальчиках, чувства патриотизма, сетуя на то, что сейчас нечего читать о «настоящем» и «большом» человеке. Прошли времена, когда мальчишки зачитывались Гайдаром и Катаевым. Герои поменялись − и это тоже отпечаток времени.
Но только ли книги способны воспитать патриотическое чувство? Потому что под словом патриотизм все понимают свое. И это «свое» формируется не сразу, а на протяжении всей жизни. Что мы хотим воспитать в мальчике книгами о войне? Готовность погибнуть за Родину? А есть ли это истинный патриотизм?
Также существует опасность заложить в ребенке примитивные установки, основанные на противопоставлении − «Они» и «Мы». Патриотизм − это еще и любовь к русской природе − бесконечной, мистической. Возможно, в первую очередь, нужно воспитывать не патриотизм, а огромную уверенность в том, что этот клочок планеты, на котором живет и бегает ребенок − самый красивый и светлый для него.
Интернет тоже не оставили без внимания. Одни мамы грешат на Интернет, уверяя, что «всемирная паутина» затягивает детей, забирая их свободное время, которое они могли бы потратить на чтение. Более прогрессивные мамы, настаивают на том, что Интернет дает много возможностей для чтения и общения. Ведь почти любую книгу сейчас можно скачать и читать. Это будет гораздо дешевле, чем купить ее в магазине, и гораздо быстрее. Также, на любое произведение легко отыскать рецензию или обсудить ее с виртуальными приятелями. В книжных магазинах можно найти только то, что покупается. В Интернете же найдутся произведения авторов менее «рейтинговых», но не менее талантливых.
Проблема даже не в том, с какого носителя читает ребенок, а том, читает ли он вообще? Очевидно, что современные дети стали читать меньше. Почему дети не видят смысла в том, чтобы проводить время за книгой? Видимо, потому что сейчас появилось много альтернативных видов отдыха. Ведь, например, смотреть телевизор намного проще. Здесь не требуется особого сосредоточения и вдумчивости. Визуальный ряд расслабляет и настраивает на пассивное времяпровождение. А ведь каждый нормальный человек старается избежать напряжения.
А может, ребенку просто вовремя не попались на глаза интересные книги? И без помощи родителей он еще не увидел за этими книгами собеседников-мудрецов, которые терпеливо и доброжелательно отвечают на интересные для него вопросы? Ведь чем больше читают в семье, тем сильнее ребенка это влечет. Детям свойственно подражать взрослым. Если ребенок будет видеть, что вы читаете книгу, он тоже возьмется за чтение и невольно увлечется. Ребенка нужно приучать к чтению с младенчества. Берите с ним большую книжку с картинками и читайте. Читайте ему, когда он кушает, когда вы делаете ему массаж − все время, чтобы ребенок в текстовой среде пребывал максимально рано и максимальное количество времени. Когда он подрастет и начнет читать сам, обсуждайте с ним книги, сюжеты в них, чтобы чтение было не просто возможностью занять ребенка, но и средством взаимодействия. Приучайте ребенка к рефлексии по поводу текста.
Вне зависимости от модных течений, ребенок также любит читать про вечное (кошки, собаки, солнышко и т.д.), про то, что всегда его грело и забавляло. Человек не изменился, меняется только время, поэтому существует постоянная необходимость в новых книгах. Ребенку проще понимать мир через художественную реальность. Задача родителей − помочь в ней не заблудиться.

Евгения Дульцева


  

Реклама

туры на острова lotus-goa.com экскурсии гоа цены;магазин рулонных штор вот тут rolety-kiev.com.ua, тканевые ролеты открытого типа под заказ 
Реклама


Отзывы

Аня
"Читайте ему, когда он кушает, когда вы делаете ему массаж"

По-моему, это уже неправильно. Лучше все-таки попытаться увлечь книгой как таковой: покупать книги с яркими большими иллюстрациями, вместе их разглядывать, обсуждать... Если ребенок заинтересуется книгой, рано или поздно он попросит ее прочитать. А читать во время еды вредно. И мешает усвоению пищи, кстати :)
Юлия
Я довольно много читала сыну в детстве, сама люблю читать, но ему сейчас 8 лет, и он читает только то, что задают в школе. Сколько бы красивых и интересных книг я ему не подсовывала. Какое-то время сейчас другое.
Ваше имя:
Отзыв:
Код подтверждения:

Введите код в точности так, как вы его видите. Код представлен в нижнем регистре.
Rambler's Top100 KINDER.RU - Интернет для детей Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо