Основные страницы

Новости

Главное меню

Консультации

Справочник

Статьи

Форум

Мотивы обучения младшего школьника


Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением каких либо потребностей. У младшего школьника они выступают как конкретное отражение потребностей. Например: удовлетворение потребности в обучении может побуждаться желанием порадовать родителей, заслужить похвалу учителя, одобрение товарищей, интересом к предмету. В качестве побудителя могут выступать сразу несколько мотивов, причем в различном соподчинении.

Если у взрослого эта система прочна, соподчинение мотивов строгое и один из них является главным, постоянно действующим, определяющим все личностное поведение, то у ребенка такая система еще не сложилась и ведущим становится то один, то другой мотив (например, ученик действует в какой - либо момент под влиянием прочитанного, а затем побудителем становится внушение товарища). Поэтому особенности мотивов учебной деятельности и нравственных поступков школьника должны постоянно учитываться педагогом.

Все мотивы учебной деятельности могут быть поделены на две категории. Одна из них порождается самой учебной деятельностью: мотивы возникают в процессе учебной работы и непосредственно за висят от содержания и форм обучения. Другая категория включает мотивы, лежащие как бы за гранью учебного процесса. Эти мотивы могут быть как социальными (стремление ребенка хорошо закончить школу, хорошо работать в будущем, поступить в вуз), так и личные (узколичными): мотивы, связанные со стремлением к личному благополучию.

Исследования, проведенные в II—IV классах, показывают, что преобладающее большинство учащихся (80%) указывает на социальные и общественные мотивы учения. Дети рассуждают так: «Учиться надо для того, чтобы строить новую жизнь», «Если бы никто не учился, не было бы ни тракторов, ни машин», «В наше время не учиться нельзя. Подобные рассуждения свидетельствуют о том, что дети понимают роль знаний для общества, это понимание создает отличную почву для воспитания у них такого общественного мотива, как чувство долга. При наличии мотива учащиеся добросовестно выполняют любое задание, проявляют максимум активности и упорства.

Согласно исследованиям европейских психологов, у детей, по ступающих в школу, социальные мотивы выражены прежде все го в стремлении занять новое положение (положение школьника) и заниматься серьезной общественно значимой деятельностью.

Младшему школьнику важно, как его учебную деятельность оценивает учитель и другие взрослые. Ему приятно, когда его хвалят среди других. Он начинает сознавать, что хорошее или плохое положение среди товарищей и взрослых зависит от учения. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых.

Постепенно отношение детей к учению может измениться, если не воспитываются другие положительные мотивы. Многие дети младшего школьного возраста начинают томиться школьными обязанностями, и соответственно их старательность заметно уменьшается, авторитет преподавателя снижается, позиция ребенка теряет для ребят эмоциональную привлекательность. Учитель перестает восприниматься как центр школьной ситуации, как человек, организующий и регулирующий детские взаимоотношения. У школьников возникает своя оценка действительности, своя сфера жизни, появляется интерес к мнению друзей, независимо от того, как на это смотрит учитель.

Иначе говоря, формируются коллективные отношения, и эмоциональное благополучие школьника начинает определяться тем, какое место он занимает в классном коллективе. Учащиеся III класса мотивируют свою учебу преимущественно так: «Учусь для того, что б не отстать от товарищей», «занимаюсь, чтобы ни в коем случае не подвести звездочку». Регулятором поведения младшего школьника становится общественное мнение класса. Если в классе здоровое отношение к учению, то слабый ученик подтягивается, начинает заниматься лучше. И с точностью до наоборот, в классе с негативным отношением к занятиям отличник уменьшает темп и потихоньку приравнивается к остальным ребятам.

Поэтому самой важной задачей преподавателя является правильное формирование коллективных отношений и общественное мнение в классе. Младшему школьнику важно, чтобы его похвалил учитель. В связи с этим учащиеся в самом начале обучения мало обращают внимание на результат своей учебы, им важен сам процесс, усилия, прилагаемые ими.

В дальнейшем положительная оценка привлекает в связи со стремлением занять определенное (не обязательно хорошее) место в коллективе класса, и только в среднем школьном возрасте оценка соотносится со знаниями, заставляет анализировать сам процесс познания.

По материалам: Онлайн-журнал "Счастливый малыш", happybubby.ru
Rambler's Top100 KINDER.RU - Интернет для детей Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо