Основные страницы

Новости

Главное меню

Консультации

Справочник

Статьи

Форум

Восторг открытия у детей


Именно повышенное стремление узнать все обо всем   и сделать все самому ставит одаренного ребенка на ступень выше всех   остальных детей такой малыш четко осознает, что вокруг него существует   масса вещей, ждущих, чтобы их открыли, систематизировали и улучшили, -   вот почему жажда творчества постоянно обуревает его.

Дело в том, что талант есть нечто большее, чем   простое искусство подражания и копирования, пусть даже для овладения   этими навыками и требуется большой опыт и сноровка.

Мировоззрение ребенка формируется не только в   непосредственном контакте с явлениями и предметами, но и в   соприкосновении и взаимодействии с чьим-то другим сопереживающим   разумом.

Вот почему к "глупым" мыслям и "идиотским"   вопросам раннего детства не стоит относиться с таким уж раздражением -   по крайней мере, к большинству из них.

Побуждение к открытию

С восторгом открытия дети сталкиваются с самого   рождения - это знает любой младенец. Но лишь те из них, кому удается   сохранить в себе подобное радостное отношение, может быть, на всю жизнь,   обладают стойким и сильным желанием учиться, ставить перед собой   проблемы и успешно решать их. Правильный старт - залог жизни, насыщенной   радостью творчества. И нет никакого смысла ждать необходимого стимула   от школы - ваши ожидания могут оказаться напрасными и в любом случае   несколько запоздавшими: фундамент для систематического образования   закладывается в семье.

Игрушки оказывают важное влияние на процесс   развития ребенка - в особенности тогда, когда с их помощью можно создать   что-то свое, собственное, отличное от указанного в сопровождающей   инструкции . Ребенок может обнаружить, что составлять из кусочков   мозаики башенку куда интереснее, чем просто выкладывать из них картинки,   - Джон и Элизабет Ньюсон описали в своей книге "Игрушки и   принадлежности для игры" больше игр, чем вы можете себе представить. Эта   книга способна стать хорошим подспорьем для любого родителя.

Безусловно, дети оценивают "взрослые" занятия   куда выше своих игр. Вовлеките их в хозяйственную деятельность по дому,   дайте им шанс "работать" вместе с вами забивать гвозди, готовить или   помогать по саду. Постарайтесь завести во время совместной работы   разговор о том, что вы делаете, соединив таким образом практическую   активность с процессом выработки новых идей и осмысления происходящего.

Детей не нужно подталкивать к исследовательской   работе - доказательства этого может предоставить вам любой ребенок, еле   научившийся ходить. Необходимо только дать им достаточную свободу для   экспериментирования. И чем шире окажется диапазон поисков, тем большая   база для развития творческих способностей будет у ребенка. Если этот   диапазон ограничен какими-то естественными причинами - площадью вашей   крошечной квартирки на десятом этаже, например,- со стороны родителей   потребуется изрядные усилия, чтобы поддержать исследовательский дух   ребенка на должном уровне. Большую помощь может оказать телевидение -   американский сериал "Сезам стрит" и многие европейские детские программы   разрабатываются специально с этой целью. Далее, вы всегда можете   воспользоваться услугами местной библиотеки - бесплатными и особенно   полезными для детей младшего школьного возраста. Вы можете брать с собой   малышей в художественные галереи и музеи -следите только за тем, чтобы   эти культпоходы были веселыми и не слишком долгими: усталый ребенок,   уныло бредущий из зала в зал за чересчур усердными родителями не получит   абсолютно никакой выгоды ни в эмоциональном, ни в интеллектуальном   плане.

Научить ребенка больше полагаться на свои   внутренние ощущения вполне в ваших силах. Если он сталкивается постоянно   лишь с какой-нибудь одной стороной окружающей действительности, его   возможности выбора материала для духовного роста и творческого развития   будут сильно ограничены. Способности к творчеству -как бы незначительны   ни были его проявления -предъявляют особые требования: ребенку   необходимо время для выработки идей и претворения их в жизнь. Приятно   порисовать пасмурным дождливым днем, но это занятие быстро потеряет всю   свою прелесть, если ребенка постоянно прерывают, докучают какими-то   просьбами сделать то или другое, а потом и вовсе заставляют отложить еще   не до конца, по его мнению, завершенный рисунок. Иногда, когда   маленький творец действительно сильно увлечен своей работой, он может   вновь и вновь возвращаться ней на протяжении нескольких недель. Тем не   менее, наряду с восторгом открытия всегда существует возможность   разочарования от неудачи - долг родителей, услышавших горестный крик "Не   получается!" в том, чтобы подбодрить ребенка и не дать иссякнутьего   интересу.

Действительно, признание со стороны других людей   -серьезная сила. Это отчетливо показывают замедленные видеосъемки   маленьких детей: когда мама наблюдает за тем, как ее малыш рисует   красками на большом листе ватмана, сам "художник", в свою очередь,   внимательно следит уголком глаза за ее реакцией и сообразует с ней свои   движения. Даже самые маленькие дети не ляпают краску как попало, в их   рисунках всегда просматривается выбранный ребенком дизайн - либо прямые   линии, либо кривые (какими бы корявыми они ни казались постороннему   наблюдателю) - и любимые им цвета, пусть даже их названия пока   недоступны ребенку.

Но любой малыш легко может переменить свое   решение, бросить рисование и заняться чем-то другим, как только получит   от матери соответствующий непреднамеренный сигнал.

Детские шедевры непременно должны выставляться на всеобщее обозрение, не ограничиваясь исключительно   стенами спальни ребенка или другими укромными уголками квартиры подальше   от посторонних глаз. Мои исследования показали, что дети, чьи рисунки   чаще попадают на стены гостиной, больше интересуются искусством и   достигают в нем больших успехов.

Любая творческая активность есть форма   самовыражения: сам факт творения для ребенка гораздо важнее любых   объективных критериев оценки. Если родители и другие люди показывают   свое удовольствие достигнутыми результатами, удовлетворение самого   автора будет гораздо большим.

Проявления творческой активности часто считают   обыкновенной игрой, хотя в действительности это очень важная часть   любого учебного процесса. На самом деле, то удовольствие, которое   большинство детей получает от занятий по новым школьным программам, во   многом объясняется заложенным в них творческим началом. Обучаться,   созидая, не только интереснее - при этом материал легче усваивается и   быстрее начинает использоваться на практике. Ребенок из более свободной   (но и, вместе с тем, подчиняющейся определенному порядку) семьи,   возможно, будет успевать в школе лучше своего сверстника из семьи со   строгими правилами и традиционными методами воспитания.

Существует великое множество практических   способов помочь ребенку в его творческом самовыражении и самый доступный   из них - рисование. Если родители приняли необходимые меры, чтобы   защитить стены, рабочие поверхности и самого ребенка от краски, это даст   им необходимый психологический импульс к началу занятий. Разумеется,   сначала ребенок должен научиться как следует пользоваться   принадлежностями для рисования: чересчур влажная кисточка или слишком   тонкая бумага способны несколько сдержать его творческий порыв. Воду для   красок необходимо менять как можно чаще и всегда иметь под рукой   хороший запас салфеток для вытирания кисточек. Помните, что детское   видение мира сильно отличается от вашего: фиолетовое дерево ничуть не   хуже дерева зеленого.

Некоторым детям больше нравится работать с   формой и объемом - из груды картона и мотка липкой ленты можно выстроить   самый настоящий город. Пластилин в сочетании с тупым ножом также   способен привести к весьма впечатляющим результатам, а детям постарше   имеет смысл дать нож поострее и научить их - всегда направляя нож только   от себя! - вырезать фигурки из мягкого дерева или мыла. Готовые   конструкторы не всегда оправдывают потраченные на них деньги - играя с   ними, ребенок может утратить чувство восторга от собственноручно   сделанной вещи, хотя подобные наборы и приучают малышей к точности и   аккуратности. Маленькие дети обычно обожают работать с клеем и   изогнутыми ножницами, составляя из обрезков ткани и кусочков цветной   бумаги аппликации на картоне. Одни из них больше любят изображать   фигурки людей и животных, другие предпочитают узоры и орнаменты; при   этом рисунок аппликации может быть либо нанесен на картон с самого   начала, либо создаваться автором по ходу дела.

Условия для детского творчества теперь созданы   практически во всех детских садах, но если вам не повезло и в вашем   садике таких условий нет, вам придется создавать их самостоятельно дома.   Тот сад, в котором учат только чтению, письму и счету, с малой толикой   пения и рисования цветными мелками, просто не в состоянии обеспечить   гармоничное образование. Не забывайте, что творческий порыв ребенка в   подобном случае либо вовсе исчезает, либо придерживается им для других   занятий, не имеющих никакого отношения к обучению. Проверьте, есть ли в   вашей районной библиотеке какие-нибудь книги по домашнему творчеству   детей. Не унывайте от приведенных в них детских рисунков, заметно   превосходящих по качеству рисунки вашего собственного ребенка: в   типографских иллюстрациях есть что-то особенное, придающее очарование   даже самым простеньким каракулям.

Традиционная школа не всегда отвечает   специфическим потребностям творчески одаренных детей - будучи зачастую   одним из самых непоседливых в классе, такой ребенок иногда вызывает лишь   раздражение со стороны учителей. Но надо помнить, что у творческой   личности существует в этом мире свое, особое предназначение: она одна   способна ставить под сомнение очевидные всем остальным истины. Она   всегда будет обладать повышенной чувствительностью к запросам других   людей и высокой степенью самокритичности - не теряя, впрочем, здорового   чувства юмора и веселого нрава.

Родители могут пытаться управлять деятельностью   своих детей двумя разными способами. Первый - это приказ: "Замолчи, я   кому сказала!*, второй - совет: "Помолчи, и ты услышишь, как поют   птицы." Чтобы помочь вашему ребенку развить необходимые живость и   гибкость ума, вы должны как можно реже использовать повелительное   наклонение - на самом деле, потребность в нем возникает не так уж и   часто. Добрый совет гораздо полезнее - он приучает ребенка к   самостоятельному мышлению, непременной основе любой творческой   деятельности.

Доказано, что ограничение свободы действий детей   со стороны родителей, постоянные "нельзя" способны серьезно помешать   развитию их любознательности и сдержать порыв ребенка к самостоятельному   осмыслению происходящего. Подрастая, такие дети скорее всего откажутся   от послушания и примерного поведения, и начнутся их конфликты с   родителями, приносящие страдания обеим сторонам. Как часто мы слышим:   "Не тронь!", "Положи на место!" - а ведь подобные, особенно любимые   некоторыми родителями запреты перекрывают пути познания ребенком   окружающего его мира. На самом деле, лучшее, что вы можете сделать - это   убрать хрустальные бокалы подальше, пока дети немного не подрастут.   Наиболее совершенные в творческом плане личности выходят, как правило,   из семей, в меньшей степени озабоченных преуспеванием ребенка в   традиционной системе ценностей, не ограничивающих ребенка в выборе   друзей и сферы приложения своих интересов.

Богатое воображение и тяга к творчеству отнюдь   не подразумевают экстраординарных умственных способностей у ребенка:   многие великие художники, например we отличались особенно высоким   интеллектом. Следует помнить только, что если развитый интеллект и не   гарантирует наличие творческого дара, интеллект неразвитый может   обеспечить полное его отсутствие.

Тем не менее надо помнить, что открытие само по   себе не так уж и ценно - оно обязательно должно быть привязано к тому,   что уже известно ребенку, и только сам ребенок может решать, чего оно   стоит на самом деле. Весь процесс чем-то напоминает калейдоскоп: ребенок   перетряхивает привычные факты и образы и создает из них все новые и   новые комбинации - а затем внезапно совершает качественный скачок к   новым для него идеям и понятиям. Умный маленький Генри совершил   подобного рода скачок в трехлетнем возрасте: он еще не умел писать, но   мог рисовать цифры, и для того, чтобы как-то пометить день своего   рождения, поставил на поздравительной открытке число "22". "Тогда был   вторник," -пояснил Генри, вот он и решил нарисовать две двойки.

Источник: Умный малыш

Rambler's Top100 KINDER.RU - Интернет для детей Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо